Примерно год назад достоянием широкой общественности стала информация о том, что московская рэп-команда ЮГ свой следующий альбом будет издавать под крылом рекорд-компании «Респект Продакшн», на тот момент известной единственно по работе с «Кастой». Новость, помню, показалась многообещающей. Как ни крути, а это был переход на более высокий уровень. Однако, продекларированный выпуск альбома оказался делом нескорым.
Потребовался еще год, чтобы интригующая весть получила свое материальное воплощение в виде пластикового кругляша. И должен заметить, его достаточно прослушать лишь однажды, чтобы понять - ожидание было оправданным. Альбом удался. Год работы (а может больше? точно знают только сами участники группы) принес свои плоды. Они таковы (уж простите за скупой статистический язык): двадцать одна дорожка, включая скиты и интерлюдии, совместные работы с непоследними людьми в росрэпе, топ-хиты эмтивишного формата и, на контрасте, удивительно вдумчивая лирика, неожиданное настроение большинства песен и филигранная работа с музыкой и словом. Предыдущие альбомы не выдерживают сравнений - перед нами первый действительно зрелый продукт, по сути, настоящий дебют ЮГов, состоявшийся только сейчас. Зрелый - то самое слово. Лейтмотив всего альбома - фразы «мы стали старше…мы стали взрослей, умней…». Новая ступень в жизни и творчестве, заметная не только с их слов. Меньше экшна - больше размышлений. Новый шаг - в верном направлении. ЮГи не скатываются в подъездно-пацанскую тематику и не делают реверансов в отношении новомодных зарубежных проектов. Идут по прямой, преодолевая сопротивление и набивая шишки. «Пока никто не умер» понравится тем, кому по душе уличная тематика, и тем, кто вышел из возраста подростковых переживаний о свободе и смысле жизни; он порадует как верных фанов хип-хопа, так и до сих пор незнакомых с идеологией рифмоплетения и битоломания. Он созвучен мыслям тех, кто «остается таким же», не желая меняться, переделывать себя под навязанные ценности. Он тесен для любых рамок. Он силен. Его язык - ярок, лаконичен и красочен. Музыка часто отсылает к старым советским фильмам, погружая в атмосферу киносеанса, той еще советской эпохи, что повергнет в оцепенение посетителей современных мультиплексов. Вообще, альбом кинематографичен. Слушаешь - и видеоряд возникает перед глазами. Причем, кино отличное, снятое в современном стиле, с модным пересечением сюжетов и выверенной дозой жестокости - привет поклонникам Тарантино и Гая Ричи. На диске ряд настоящих жемчужин. Не поленюсь перечислить. «Родителям» - это нужно слушать внимательно: скупое фортепиано, простые проникновенные слова, цепенеющие мышцы и легионы мурашек по коже. «Гастрольная» - дорожно-транспортная веселуха, «Каста» и Змей, раздолбайская тональность «Юго-Восточной Европы» здесь присутствует в полной мере. «Бьется сердце» - искренность и кач. «Остаюсь таким же» - и хит, и клип, и гимн, и позиция. «Холоднокровные» - вообще особая вещь, самокопания - чистая достоевщина, презрение к человеку как виду, рвут рубаху на груди, истово бьют кулаком, пускаются в пьяный пляс, до боли, до хрипоты, ненавидеть всех вокруг не так уж и просто. «Пока никто не умер» - тема, достойная обрести видеоряд и попасть в хит-парады. «Три хороших девочки» - похоронный плач по самим себе. «Картинки» - гениальная штука, эти слова поймет и оценит не только завернутый на хип-хопе подросток, но и его отец - слесарь ЖЭКа, полагающий рэппером Мишу Гребенщикова. «Игры патриотов» - еще один потенциальный сокрушитель рэп-чартов, если бы таковые в нашей стране имелись. Кажется, я перечислил половину трек-листа. Что ж, неудивительно. Группа - наверное, №1 города Москва - теперь будет претендовать на это место и в России (все помнят, что по разные стороны МКАД находятся две непохожих страны?). Хотя, для этого ЮГу не пришлось радикально измениться. «Мы стали старше» - но, как выяснилось, в душе «остались такими же». Сейчас «Пока никто не умер» не покидает моей стереосистемы и уже заслушан до царапин на диске. Русский рэп продолжает преподносить сюрпризы. Если вы с ним еще не на короткой ноге, стоит начать знакомство с ЮГа. Ведь учиться надо на хороших примерах. Не «текста» и «биты», а стихи и музыка - согласитесь, это редкое сочетание.